Развитие и обучение персонала

Персонал — главное преимущество любой компании, поэтому к работе с ним нужно подходить ответственно. Важно не только грамотно нанимать людей, но и обучать их в процессе работы. Это будет способствовать повышению рентабельности бизнеса, сокращению рисков, связанных с человеческим факторов, а также повышению конкурентоспособности. Эффективность работника зависит не только от его профессионализма и опыта, но и от отношения к работе, а также обучения и повышения квалификации.

Читайте, какие процессы включает развитие и обучение персонала, как организовать их на предприятии, чем поможет использование корпоративной базы знаний..

Виды обучения

Выделяют три основных вида обучения персонала:

  • Профессиональную подготовку;
  • Повышение квалификации;
  • Простая переподготовка.

Рассмотрим каждый из них подробнее. Так, профессиональная подготовка всегда направлена на получение знаний, умений и опыта, которые помогают выполнять задачи в рамках одной должности.

Повышение квалификации — это процесс, при котором работники получают знания и компетенции, которые позволяют быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Также повышение квалификации необходимо, если изменились требования к профессии.

Простая переподготовка необходима для приобретения новых знаний в случае, если очень сильно изменились должностные инструкции.

Совет эксперта: в отдельную категорию выделяют мероприятия по адаптации персонала и ввода в новую должность. Например, к ней будут относиться производственный инструктаж, а также рассказ о компании, принципах ее работы, технике безопасности и т. д. Как правило, процесс адаптации проходит без отрыва от работы. 

Развитие и обучение персонала
Ключевые понятия, связанные с развитием и обучением персонала

Методы обучения

Методы обучения персонала зависят от целей и задач, которые перед вами стоят,  а также от предмета обучения, выделенного на него срока и бюджета. Наиболее эффективными и одновременно простыми считаются менторство, наставничество, лекции и курсы, семинары, конференции, деловые игры, тренинги. Рассмотрим основные методы подробнее.

  • Онлайн-обучение персонала. Один из самых популярных методов сегодня. Для его осуществления необходимо создать собственный учебный портал, на который вы будете загружать учебные материалы, презентации, уроки и курсы. Всем сотрудникам нужно будет предоставить логин и пароль. Они проходят обучение в удобное время, т. е. без отрыва от работы.
  • Дистанционное обучение. Это вариант стал возможен благодаря развитию коммуникационных технологий. Метод подходит для программ повышения квалификации, курсов и тренингов, т. е. того, что хорошо ложится на уже имеющиеся знания человека. Вебинары и лекции можно слушать через Skype или любую другую подобную программу.
  • Стажировка. Этот метод подразумевает направление сотрудника в другое подразделение или филиал для получения новых знаний. Вначале необходимо определить сроки стажировки и ее цель. Сотруднику обязательно поручают выполнение каких-либо сложных задач, чтобы научить его с ними справляться. Метод часто используют в случае ротации персонала.
  • Делегирование и усложнение заданий. В рамках этого метода руководитель компании обычно передает часть своих функций подчиненным, чтобы научить их с ними справляться. Метод позволяет обрести управленческие навыки, а также выработать привычку быстро принимать решения. После прохождения такого обучения, как правило, работника повышают в должности до руководящего состава.
  • Наставничество. Метод предполагает обучение новичка более опытным сотрудником. Обычно его используют, когда человек только устроился на работу и ему нужен наставник. Он помогает новичку приобрести и усвоить новые знания и навыки, а также быстро вырасти в профессиональном плане.
  • Коучинг. Метод похож на наставничество. Коучи помогает сотруднику раскрыть свой потенциал и выйти на другой уровень.

Совет эксперта: обратите внимание, что наставником выступает человек из компании, а коучем чаще всего выступает приглашенный эксперт. 

  • Копирование. Название метода говорит само за себя. Новичок должен копировать действия опытного работника. Такой формат обучения часто используют для работы с молодыми сотрудниками в период адаптации.
  • Баддинг. Суть метода в совмещении работы двух равноценных сотрудников. Пользу из этого извлекают оба. Также баддинг предполагает совмещение работы и нескольких человек в рамках рабочей группы. Это позволяет коллегам обменяться опытом и приобрести новые знания.
  • Деловая игра. Такое обучение предполагает отработку знаний в реальной жизни. Сотрудники разбиваются на команды и решают какую-то задачу, например, презентацию новой услуги или отработку возражений недовольного покупателя.
  • Баскет. Этот метод используется для обучения будущих руководителей. Компания нанимает тренера, который показывает каково это быть лидером и руководителем, давая обучающемуся сложные задания. Например, он может поручить ему подписать стопку документов, ответить на большое количество е-мейлов, разрешить конфликты между работниками.

Конечно, все вышеперечисленные методы обучения должны проходить в достаточно сжатом и кратком формате. Так вы научите работников улавливать суть происходящего быстро и извлекать из всего ценный опыт.

Развитие и обучение персонала
Корпоративное обучение — это комплексный и постоянный процесс

Как организовать процесс обучения

Рассмотрим как построить процесс обучения и понять насколько оно необходимо вашим сотрудникам сегодня.

  1. Оцените нужно ли вам сейчас внедрять обучение. Конечно нужно успевать за развитием мира и все современные компании постоянно совершенствуются. Однако далеко не каждая организация должна и способна внедрить обучение персонала. Обучение нужно в следующих случаях:
  • Если компания открывает новое направление или формирует новый департамент. Намного проще переподготовить сотрудников, чем нанимать кого-то со стороны.
  • Если кажется, что работники выгорают и не могут справиться со своими обязанностями. Грамотный руководитель понимает, что скорее всего виноваты не сотрудники. Просто возможно им не хватает мотивации или знаний для того, чтобы работа строилась эффективно.
  • Когда компания повышает в должности одного или нескольких человек. Повышение — это всегда новые права и обязанности. Чтобы сотрудники быстрее адаптировались можно провести обучение. Как правило, обученные люди намного проще относятся к работе, увеличению нагрузки и т. д.
  • Когда компания планирует достичь новых целей. Обучить персонал важно, если организация планирует увеличить количество креатива, повысить виртуозность персонала и просто стать лучшей компанией в своей нише на рынке.

Таким образом, если компания нацелена на развитие, то она должна постоянно проводить обучение персонала. Также важно рассмотреть и финансовые возможности фирмы, т. к. обучение — это всегда затратно.

  1. Проведите аналитику и поставьте цели обучения. Подумайте кого вы будете обучать. Это важно понимать для того, чтобы перед началом обучения оценить навыки работников. Определение навыков важно, чтобы понимать что именно вы будете прокачивать за обучение, какова должна быть его интенсивность и направленность. Чтобы поставить цель на обучение проанализируйте какие показатели вашего бизнеса сейчас и какие у конкурентов, что вы желаете достичь в ближайшем будущем и в каких слабых местах вам нужно вырасти. После этого станет понятнее к чему вам нужно идти.

Совет эксперта: четко сформулированная цель — залог эффективного обучения. Помните об этом и никогда не пропуска этап целеполагания. 

  1. Выберите формы и методы обучения. Мы уже рассмотрели методы обучения выше. Выбор метода зависит от цели. Например, для адаптации новых сотрудников подходит наставничество. Форма обучения может быть групповой или индивидуальной. Индивидуальная подходит тогда, когда вы желаете повысить компетенции персонала точечно. Групповые занятия же нацелены на передачу общей информации сразу всем сотрудникам или разделам.
  2. Подготовьте работников. Вы не можете просто поставить их перед фактом обучения. Поэтому важно ответственно подойти к процессу информирования персонала. Обратите внимание, что руководителю или сотруднику отдела кадров почти всегда понятно зачем он проводит обучения, а вот обычным работникам понять мотивы руководящего состава сложно. Пока с их стороны не будет понимания, у них не возникнет мотивации пройти обучение и показать результат. Поэтому после того, как вы определитесь с форматом и целями, важно поговорить с работниками и рассказать им все, что вы знаете сами. Также важно ответить на их вопросы и рассказать о том, как вы будете оценивать эффективность обучения. Также на этом этапе можно спросить у работников об их пожелания на обучение. Например, они могут обеспокоиться о распределении нагрузки или хотеть научиться чему-то конкретному.

Совет эксперта: если вы проводите обучение впервые, то лучше его организовать без отрыва от работы. Так сотрудникам будет проще и они останутся более лояльны к руководству. Не стоит предлагать им заниматься обучением после работы или в выходные дни по крайней мере в первый раз. 

Развитие и обучение персонала
Чтобы обучение персонала было эффективным, необходимо сформулировать и поставить точные цели
  1. Займитесь организацией обучения. Для этого используйте следующий алгоритм:
  • Выберите наставника/ментора/подрядчика. Важно определиться с тем, кто будет проводить обучение. Вы можете выбрать спикера из числа сотрудников компании, либо нанять кого-то со стороны.
  • Организуйте площадку. Если процесс будет очный, то важно понять в каком помещении он будет проходить. Если обучение будет в онлайн-формате, то уточните как именно можно будет собирать и распространять материал, какие программы для коммуникации будут использоваться и т. д. Если обучение будет проходить в формате командировки, то подумайте о том, чтобы сотрудникам было комфортно.
  • Отследите, что процесс проходит эффективно. Обязательно следите за тем, как идет обучение и каких результатов достигают сотрудники.

Совет эксперта: после каждого обучения важно получить обратную связь, чтобы дальнейшие мероприятия были еще эффективнее. Для этого можно использовать обычные опросные листы. 

  1. Оцените эффективность мероприятия. Для этого сопоставьте результаты, которое оно принесло, с целями, которые вы ставили.

Также в конце обучения важно понять насколько остались довольны сотрудники. От этого будет зависеть их мотивация проходить следующие подобные мероприятия.

Развитие и обучение персонала
Несколько норм, связанных с обучением персонала, можно найти напрямую в ТК РФ

Заключение

  • На сегодняшний день тренды в обучении персонала концентрируются вокруг удовлетворения нужд конкретного работника, социальное обучение, т. к. обучение при помощи социальных сетей, а также увеличение доли цифрового контента.
  • В любом случае обучение всегда повышает компетентность персонала, позволяет компании быть более конкурентоспособной и легче приходить к поставленным целям.

Список источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *